Её стихи наизусть знают даже самые далёкие от поэзии люди. Можно смело сказать, что эти строки впитываются нами с молоком матери. Однако мало кто знает историю главной детской поэтессы Советского Союза - Агнии Барто.
Агния Львовна Барто, в девичестве Волова, появилась на свет в Москве в феврале 1906 года в семье еврейского происхождения. По некоторым данным, при рождении девочку звали Гетель.
Мать будущей поэтессы Мария Ильинична Блох с рождением дочери посвятила себя домашнему хозяйству. А отец Агнии Лев Николаевич Волов был ветеринаром. Он-то и прививал девочке любовь к литературе: перед сном читал ей басни Крылова и учил её читать по книге Льва Толстого. В их доме привычно заливались канарейки, а семейными вечерами вслух читались стихи классиков. Лев Николаевич слыл опытным ценителем искусства, походы в театр и на балет были привычным семейным досугом. Агния обучалась немецкому и французскому языкам, училась в престижной гимназии и посещала балетную школу Лидии Нелидовой.
В раннем возрасте она начала сочинять стихи. В свободное от занятий время зачитывалась Владимиром Маяковским и Анной Ахматовой, записывая в скромную тетрадь и свои первые творения. Вначале писала наивные стишки о «влюбленных маркизах и пажах», но вскоре они ей надоели, и она перешла к написанию смелых эпиграмм на учителей и подруг-гимназисток.
Однако финансовое положение её семьи было сложным, а Октябрьская революция сделала его ещё более трудным. В возрасте 15 лет Барто подделала документы, увеличив свой возраст на год, чтобы её взяли на работу продавцом в магазине «Одежда», где сотрудникам выдавали селёдочные головы, из которых можно было варить суп.
Мне теперь не до игрушек — Я учусь по букварю, Соберу свои игрушки И Сереже подарю. Деревянную посуду Я пока дарить не буду. Заяц нужен мне самой — Ничего, что он хромой, А медведь измазан слишком… Куклу жалко отдавать: Он отдаст ее мальчишкам Или бросит под кровать. Паровоз отдать Сереже? Он плохой, без колеса… И потом, мне нужно тоже Поиграть хоть полчаса! Мне теперь не до игрушек — Я учусь по букварю… Но я, кажется, Сереже Ничего не подарю.
Несмотря на свои финансовые трудности, Агния продолжала писать стихи. В 1924 году на выпускном концерте хореографического училища, помимо танца, Агния прочитала весьма внушительное по размерам стихотворение «Похоронный марш» собственного сочинения под аккомпанемент музыки Шопена. На этом выступлении присутствовал нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он обратил внимание на исполнение стихов Агнией и посоветовал ей стать поэтессой, попросив только не писать больше таких грустных стихотворений. Луначарский предложил ей писать для детей прекрасные, веселые и радостные стихи.
Чуть позже на вечере детской литературы начинающая поэтесса столкнулась со своим кумиром Владимиром Маяковским, который сказал про детей в зале: «Вот это аудитория! Для них надо писать!». Эти слова полностью определили дальнейшую творческую биографию Барто.
В 1924 году Агния Львовна завершила обучение в хореографическом училище и успешно поступила в балетную труппу. Однако построить успешную карьеру на сцене ей все же не удалось: танцевальная труппа эмигрировала, а Агнии пришлось остаться по воле отца, не согласившегося отпустить её из Москвы.
По сцене бабочка порхала — Я не видала ничего: Я номерок внизу искала И наконец нашла его. А тут как раз зажегся свет, И все ушли из зала. — Мне очень нравится балет, — Ребятам я сказала.
В 1925 году поэтесса опубликовала свои первые произведения: «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли». Далее последовали сборники стихов «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья» и многие другие.
Произведения молодой поэтессы достаточно быстро обеспечили ей большую популярность среди советских читателей. Она создавала юмористические и сатирические образы, высмеивала человеческие недостатки. Ее стихотворения читались не как занудные нотации, а как забавные дразнилки, и благодаря этому они были гораздо ближе детям, чем произведения многих других детских поэтов начала 20-го века.
В 18 лет Агния впервые вышла замуж за обаятельного поэта с англо-немецкими корнями Павла Барто. Совместно они написали три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у них родился сын Эдгар (Гарик). Однако кроме увлечения поэзией юных супругов почти ничего не связывало, из брак становился тоскливее день ото дня, и через 6 лет супруги развелись.
Агния Львовна погрузилась в творчество и воспитание сына, но жизнь готовила ему другой сюрприз. Барто встретила ученого Андрея Щегляева - талантливого и чуткого мужчину, который неспешно, терпеливо и основательно ухаживал за поэтессой. С виду они были абсолютно разными - творческая и неземная Агния и обстоятельный Андрей.
Видимо, закон притяжения противоположностей сработал, и они вскоре стали очень счастливым и гармоничным союзом двух поистине любящих сердец. Все близкие и друзья Барто утверждали, что за почти полвека прожитого вместе Агния и Андрей ни разу не поссорились. Оба много работали, каждый в своей сфере, часто ездили в командировки, но всегда поддерживали друг друга в любых начинаниях. Оба стали знаменитостями. Муж Агнии не стоял в тени ее поэтической славы - он сделал множество важных научных открытий в области теплоэнергетики и стал членом-корреспондентом Академии наук. В 1933 году у них родилась дочь Татьяна, ставшая впоследствии кандидатом технических наук.
Во время Великой Отечественной войны Агния Барто с семьёй была эвакуирована в Свердловск. Она много выступала по радио, печатала военные статьи, очерки и стихотворения в газетах. Наблюдая вокруг массивные оборонные предприятия Урала, поэтессу посетила идея сочинить серию рифмованных работ о героизме сотрудников, которые неустанно трудятся на оборонных заводах у многочисленных станков. По совету своего друга писателя Павла Бажова, она сама лично овладела профессией токаря, пройдя путь от самого низа и до получения профессионального разряда. Так в 1943 году написала долгожданное произведение «Идёт ученик».
В 1944 году поэтесса с семьёй вернулась в Москву. Война скоро кончится, однако для Агнии май 1945 станет самым страшным месяцем в жизни. 4 мая 18-летний сын поэтессы Гарик катался на велосипеде во дворе дома в Лаврушинском переулке, но домой он не вернулся - его сбил грузовик. С этой утратой она не смогла смириться до конца своих дней.
Агния Барто стала частым гостем в детских домах, где общалась с сиротами, читала свои стихи и даже брала на себя шефство над некоторыми из них. В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород», которая является одним из ее самых психологически тяжелых произведений и посвящена детям, потерявшим родителей во время войны.
Летом весь Звенигород Полон птичьим свистом. Там синицы прыгают По садам тенистым. Там дома со ставнями На горе поставлены, Лавочка под клёнами, Новый дом с балконами. Новый, двухэтажный На пригорке дом, Тридцать юных граждан Проживают в нём.
После опубликования поэмы "Звенигород", женщина из Караганды, потерявшая дочь во время войны, написала Агнии Барто с просьбой о помощи в поиске ее дочери. Поэтесса передала письмо в организацию, занимающуюся поисками людей, и результат превзошел все ожидания: мать и дочь нашли друг друга спустя несколько лет разлуки. Новость об этом случае появилась в прессе, и к Барто начали обращаться многочисленные дети и родители, желающие найти своих родных.
Поэтесса принялась за работу, которая была непосильной для многих. В ее радиопередаче "Найти человека" дети делились своими обрывочными воспоминаниями из тех времен, когда они еще жили с родителями. Многие не помнили имён, не знали города, в котором они родились, цеплялись за ускользающие воспоминания. Передача длилась 25 минут, в которые Барто зачитывала отрывки из писем, а её слушатели помогали в поисках. Шаг за шагом, месяц за месяцем выстраивались цепочка, исключались ложные следы и происходили чудеса. В результате, благодаря усилиям Агнии Львовны, тысячи людей смогли найти своих родственников. Передача просуществовала с 1964 по 1973 год на радиостанции «Маяк». Позже формат программы был взят за основу телевизионной программы «Жди меня».
Конечно, и сейчас поэтесса не забывала о творчестве. На основе радиопрограммы в 1968 году она написала прозаическую книгу «Найти человека». А также она продолжала писать книги для самых маленьких. Ее стихи для детей «Дедушка и внучка», «Лёшенька, Лёшенька», «Медведь и Дядя Вова», «Первоклассница», «Вовка добрая душа» и многие другие публиковались большими тиражами и с удовольствием прочитывались детьми по всей стране.
Мало, кто знает, но Агния Барто была также сценаристом всеми любимых фильмов. Её дебютом стал сценарий фильма «Подкидыш», написанный в 1939 году совместно с Риной Зелёной. Также по её сценариям были сняты «Слон и верёвочка» (1945), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10000 мальчиков» (1961). Барто также была автором юмористического рассказа «Позорное пятно», который вышел в первом выпуске киножурнала Ералаш.
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший.
Агния Барто скончалась 1 апреля 1981 года, причина смерти – проблемы с сердцем. После вскрытия врачи были поражены тем, что поэтесса прожила достаточно долгую жизнь при том, что у нее были крайне слабые сосуды.
Многие поклонники творчества Агнии впоследствии вспоминали ее фразу «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может» - и отмечали, что для Барто такие минуты растянулись в целые годы.
Поэтесса похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Нет русского человека, который не читал бы стихов Барто, не помнил бы их наизусть сквозь года. Большинство её стихов написаны для детей-дошкольников или младших школьников. Написаные очень просто, они легко запоминаются. Агния Барто обращалась к ребёнку на равных, простым языком без лирических отступлений и описаний. И всем своим персонажам давала простые и запоминающиеся имена: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Володин портрет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение».
Автор статьи: Евгения Гулящева
Комментарии