В первой части нашего рассказа про Жюля Верна мы рассказали, в каком порядке читать циклы произведений писателя, осветили предпочитаемые автором темы и обозначили географические регионы, описанные в его романах. В этот раз поговорим о жанровой принадлежности произведений Верна, а именно, о фантастической, детективной и сатирической составляющих его произведений. Затронем также его нехудожественные произведения.
ФАНТАСТИКА
Хоть Жюля Верна и считают фантастом, к чистой фантастике в его творчестве можно отнести не так много книг. А всё потому, что произведения, бывшие фантастическими на момент публикации, с течением времени, появлением научных открытий и воплощением гипотетических изобретений, описанных в них, в реальность, переставали таковыми быть уже при жизни писателя.
В итоге фантаст стал классиком приключенческой литературы, 90% фантастики и 10% приключений, превратились в 90% приключений и 10% фантастики.
Такому чуду писатель обязан своей преданности точности и научному знанию. Даже самым фантастическим идеям он старался дать рациональное научное объяснение. Он проводил настоящие опыты в лабораториях своих друзей-ученых, посещал разные заводы, проводил математические расчеты, делал вероятностные прогнозы. Поэтому большая часть сделанных им предсказаний оказалась воплощенной в реальность. Тем не менее у Жюля Верна есть несколько романов откровенно фантастических, очевидно задуманных такими намеренно.
На данный момент к чисто научно-фантастическим произведениям писателя можно отнести широко известный и множество раз экранизированный роман «Путешествие к центру Земли», где представлены теория пустотелости земного шара и возможности выживания в этой пустоте доисторических рептилий. Роман сопровождается геологическими, минералогическими и палеонтологическими изысками.
Еще один фантастический роман писателя, но ко всему прочему также и мистический – «Тайна Вильгельма Шторица», написан под влиянием «Человека-Невидимки» Герберта Уэллса. Он повествует об учёном, открывшем состав вещества, делающего человека невидимым, который использовал своё творение для того, чтобы похитить девушку, в которую был безответно влюблен.
Другой пример научно-фантастического, но вместе с тем и сатирического произведения автора – роман «Гектор Сервадак» – описывает захват части земного шара полем тяготения слишком близко пролетавшей к нему кометы. Этой частью нашей планеты становится кусок Средиземного моря с островами, кораблями и моряками из разных стран, которые вынуждены, несмотря на разногласия договориться друг с другом ради общего спасения.
Следующим фантастическим произведением писателя можно считать антропологический роман «Деревня в воздухе». В XIX веке еще не все уголки Земли были исследованы, и ученые предполагали, что где-то в дебрях Африки, Амазонки или Индонезии можно обнаружить т.н. «потерянное звено», свидетельствующее о происхождении человека от обезьяны, то есть обнаружить промежуточный вид или представителя другой ветви эволюционного развития человека. Об обнаружении такого вида в тропических лесах Африки и повествует этот роман.
Роман «Истории Жана-Мари Кабидулена» или «Морской змей» описывает столкновение моряков китобойного судна, промышляющего в северной части Тихого океана, с гигантским подводным чудовищем. Подобные легенды были очень популярны среди моряков.
Мистический роман «Ледяной Сфинкс» продолжает сюжет столь же мистической и фантастической «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгара По. В произведениях описывается путешествие моряка по неисследованным южным морям вблизи Антарктиды и таинственных и необычных событиях, вещах и явлениях, встречающихся на его пути.
Фэнтезийная повесть Жюля Верна «Мастер Захариус» рассказывает о часовщике, возжелавшем стать повелителем времени и наказанном за эту дерзость.
Мистический рассказ «Фритт-Флакк» повествует о корыстном докторе, не желавшем лечить бедных больных и отправляться к ним на помощь в непогоду. Врач будет вынужден расплатиться за свою бессердечность очень необычным образом.
Скорее к мистическим и готическим нежели фантастическим произведениям писателя можно отнести романы «Чёрная Индия» и «Замок в Карпатах». Первый рассказывает о таинственном старике, живущем в угольных шахтах Шотландии, второй – о замке барона из Трансильвании, воскресившим дух обожаемой им оперной певицы. Второй роман послужил одним из источников вдохновения для Брэма Стокера при написании романа «Дракула».
ДЕТЕКТИВ
Детективная сюжетная линия есть почти во всех произведениях Жюля Верна. Иногда она связана с загадочным шифром. Например, в «Детях капитана Гранта» завязка произведения строится на том, что в море найдено письмо в бутылке, сообщающее о месте крушения корабля капитана Гранта. Но записка подмокла и от координат местоположения осталась только широта. Поиски Гранта станут настоящим вызовом для детей капитана, ищущих отца.
В романе «Путешествие к центру Земли» в руки к главным героям попадает зашифрованная записка, разгадав которую, они узнают, что некий путешественник, спустившись в жерло вулкана проник во внутреннюю полость земного шара.
В романе «Жангада» тайна зашифрованной записки должна раскрыть имя преступника. Этот шифр стремились разгадать читатели по мере выхода глав романа в журналах и даже однажды одному из них удалось это сделать!
В романе «Матиас Шандор» с помощью необычной технологии шифрования переписывались политические революционеры.
ЮМОР И САТИРА
Как вы должно быть уже заметили во многих произведениях Жюля Верна есть щепотка юмора, но в некоторых эта щепотка превратилась в целую поварёшку с горкой. К таким произведениям можно отнести юмористические приключенческие истории, в которых путешествие совершается на пари, является чьей-то шуткой, ошибкой, игрой или пародией, а сюжет часто основан на забавной ситуации.
Роман «Треволнения одного китайца в Китае» рассказывает об очень богатом Китайце, который внезапно потеряв всё своё состояние, решает окончить жизнь самоубийством, но так, чтобы это выглядело как убийство, благодаря чему его девушка получит выплату от страховой компании, поэтому он застраховывает свою жизнь и нанимает киллера. Но неожиданно выясняется, что на торговой бирже произошла ошибка и теперь он стал богаче чем был, однако, киллер уже получил задание, а девушка, ещё не ставшая его женой, в случае убийства так и не получит наследства и страховая компания потерпит большие убытки. Читателей этого произведения ждет забавная история поисков убийцы и погони за ним.
В романе «Школа Робинзонов» мечтательный и романтичный молодой человек из Калифорнии терпит кораблекрушение в северо-восточной части Тихого океана. Он спасается вместе со своим учёным наставником, и они оказываются на небольшом острове. Затем на остров прибывают дикари-каннибалы с пленным туземцем, которого американцы спасают. Все эти события подозрительно напоминают герою события романа Дефо и вряд ли могут быть обычным совпадением.
В рассказе «Блеф. Американские нравы» писатель, буквально опережая время на столетие, изобличил стратегию лицемерного поведения авантюристов с Уолл Стрит. Автор показывает, как в стране свободной от титулов, где каждый может стать успешным, в погоне за американской мечтой конкуренция толкает людей на отчаянные меры.
В рассказе «Десять часов на охоте» Верн описывает случай из его жизни, благодаря которому он невзлюбил это занятие. Друг героя уговаривает его отправиться на охоту с собой и другими приятелями. Затея окажется ужасно смешной, глупой и опасной.
В романе «Дядюшка Антифер» турецкий богач оставляет своим наследникам квест-головоломку, только решив которую они смогут получить наследство. Писатель высмеивает алчность людей и их готовность перейти друг другу дорогу в погоне за богатством. Похожая ситуация в романе «Завещание чудака»: американский миллионер разыгрывает свое наследство в игру, полем для которой служат Соединенные Штаты Америки.
Более приключенческий, нежели сатирический роман «Клодиус Бомбарнак» описывает путешествие журналиста по трансазиатской железной дороге, проложенной по средней Азии и Китаю от Кавказа до Пекина. В пути репортёр знакомится со множеством попутчиков разных национальностей. Путешественников ждут забавные и опасные ситуации, детективные тайны и настоящие приключения.
НОН-ФИКШН
Кроме редко упоминаемых стихотворений, пьес и водевилей Жюль Верн писал и нон-фикшн. Например, он продолжил многотомный атлас-справочник «Иллюстрированная география Франции», начатый другим учёным-географом Теофилем Лавалле, написал множество различных статей о воздухоплавании, творчестве Эдага По, Христофоре Колумбе, своем путешествии в Англию и судебных делах, связанных с его творчеством. Верн написал трёхтомный труд по истории географических открытий с древнейших времен до конца XIX века под названием «Открытие Земли».
Успех этих книг заставил издателя обратиться к писателю с предложением написать научно-популярную работу в четырех томах «Завоевание Земли наукой и промышленностью». К сожалению, этот замысел так и остался не осуществленным.
Не смотря на то, что с момента написания произведений Верна прошло больше века, они остаются актуальными и сейчас и даже периодически входят в число бестселлеров. Произведения автора по статистике ЮНЕСКО занимают второе место по количеству переводов во всём мире.
Особенная атмосфера в произведениях Жюля Верна создаётся сочетанием девственно-дикой природы и даров научно-технического прогресса, а также сочетанием быта XIX века с технологиями XXI-го, от чего возникает ощущение, что он уже писал в нынче новомодном жанре стимпанка ещё до того, как вообще появился такой термин.
Автор статьи: Денис Штаев
Comments