top of page

Как читать Жюля Верна (Часть 1)

Приключенческий и фантастический жанры способны увлечь даже самого неусидчивого юного читателя. Среди классиков этих жанров нет столь щедрого на разнообразие, заслуживающего отдельного обсуждения, популярного и любимого читателями всех возрастов автора, как французский писатель Жюль Верн.

Жюль Верн в 1892 году (64 года), фотограф Чарльз Герберт


Большинство романов Жюля Верна издавались в серии под названием «Необыкновенные путешествия». В них герои путешествуют в разные, зачастую еще неизведанные уголки нашей планеты и даже за её пределы, благодаря чему самые искушённые и требовательные читатели могут открыть для себя множество нового и удивительного. Одна из задач, которые автор ставил перед собой, – описание земного шара посредством романов. Судить насколько ему это удалось можно по географическому разделу в конце нашей статьи.


Другим принципом автора была задача писать просто и понятно даже о самых сложных вещах. Вот почему он также считается одним из самых успешных популяризаторов науки, катализатором научно-технического прогресса и футурологом, вдохновителем множества великих ученых и испытателей. Первые романы серии публиковались в журнале под названием «Воспитание и развлечение». И это название также отлично отражает содержание романов, которые не только развлекают читателя, но и незаметно образовывают его, излагая основы естественных наук словно мимоходом в непритязательной форме, вплетенными в ткань сюжета, благодаря чему читатель усваивает пользу знаний, видя их применение на практике.


Библиография писателя насчитывает 63 романа и с десяток томов повестей, рассказов, стихотворений, драматических произведений, публицистики и научных трудов. С какого бока подойти к этому внушительному книжному шкафу? Давайте попробуем классифицировать этот огромный и богатый мир приключений.

Шестнадцать книг писателя Жюля Верна из серии «Необыкновенные путешествия». [Les voyages extraordinaires], 1878–1914.


В какой последовательности читать?


Такой вопрос часто задают поисковым системам начинающие читатели книжных циклов. У Жюля Верна не так много связанных романов. Почти все из них можно читать отдельно. Наверное, самая известная, объемная и рекомендуемая к прочтению трилогия романов писателя: «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров». Первые два романа в этом цикле никак не связаны между собой, могут читаться в иной последовательности и заметно отличаются друг от друга как по сюжету, так по стилю и по объему. Третий роман объединяет в себе сюжетные линии из первых двух с новой сюжетной линией, и знаменует собой вершину мастерства писателя.


Космическую трилогию или тетралогию (в зависимости от того включать или нет в нее последний роман) составляют «С Земли на Луну», «Вокруг Луны», «Вверх дном», «В погоне за метеором». Каждый последующий роман развивает новую идею с теми же героями или их последователями. Два последних романа этой серии немного отходят от космических путешествий и больше склоняются к космогоническим теориям, глобальным математическим и астрономическим расчетам о космических телах и сатирой над алчной природой человека.


Дилогию «Робур-завоеватель», «Властелин мира» связывает главный герой этих романов – конструктор мультикоптера (вертолётообразного летательного аппарата). Во втором романе писатель показывает развращение героя властью и использование им своих научных достижений не во благо, а во вред обществу.


Дважды Жюль Верн писал продолжения к известным романам других писателей. Первый раз – к повести почитаемого им Эдгара По «Приключения Артура Гордона Пима» – роман под названием «Ледяной Сфинкс». Во второй раз он написал продолжение романа «Швейцарский Робинзон» Йохана Давида Висса и назвал его «Вторая родина».




О чём писал Жюль Верн?


В произведениях писателя есть некоторые «сквозные» темы, к которым он возвращался вновь и вновь, благодаря чему делал это всякий раз довольно успешно. Например, тема покорения Северного полюса, борьбы человека с суровыми силами природы, позволила раскрыть в героях смелость, упорство, силу духа.


В начале 1850-х умы путешественников занимали поиски ещё не открытого Северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий вдоль канадского берега, еще не утихли споры о пропавшей экспедиции Франклина, до сих пор будоражащей культурное поле фантазиями вроде Симмонсовского «Террора». Так всё, присущее этой теме видно уже в ранней повести Жюля Верна «Зимовка во льдах», написанной через пять лет, после гибели экспедиции Франклина и сразу после открытия Северо-Западного прохода.


Повесть явилась словно тренировкой ко второму роману писателя, закрепившему его успех, – «Путешествие и приключения капитана Гаттераса». Написанный в реалистичной манере, подробно и скрупулёзно описывающий покорение северных широт целеустремлённым капитаном, борющимся со льдом, преграждающим ему путь, можно смело считать лучшим художественным собирательным образом полярной экспедиции. Позже писатель продолжает тему и пишет романы «Золотой вулкан» – о попытках золотодобытчиков Клондайка «поймать удачу за хвост», и «В стране мехов» – о канадских добытчиках пушнины, попавших в ледовый плен и вынужденных зимовать под постоянной угрозой гибели.


Не обходит он стороной и Южный полюс. О южной полярной экспедиции он пишет уже упомянутый нами роман «Ледяной сфинкс», впрочем, отличающийся некоторым мистицизмом, дабы соответствовать стилю оригинала Эдгара По.



Не менее притягательна для Жюля Верна была тема робинзонады, уже во времена автора оформившегося жанра, наречённого в честь героя романа Дефо, о выживании человека, попавшего на необитаемый остров.


Первым в этой теме произведением автора был роман «Таинственный остров», который он довольно долго планировал и переписывал. В его сюжете на остров волей случая попадает не один человек, а целая компания людей, которые не только выживают на необитаемом острове, но и с помощью научных познаний (главным образом в химии) делают из него уютный «дом» со всеми удобствами цивилизации, который им в итоге будет очень грустно покидать.


Затем он пишет новеллу «Мятежники с «Баунти» о нашумевших на десятки книг, экранизаций и бренд шоколадного батончика исторических событиях о таитянском рае беглых моряков. Позже писатель создаст шутливый роман «Школа Робинзонов», где попадание героя на необитаемый остров подается не как испытание, а как настоящий подарок для романтика-мечтателя. Затем будут романы: «Два года каникул» – о приключениях детей на необитаемом острове, эдакий «Повелитель мух» наоборот, в котором дети сплачиваются под давлением неблагоприятных обстоятельств, «Вторая родина» – о двух семьях, казалось бы, нашедших для себя тихий уголок, в который, однако вторгаются неприятели.


Один из последних недописанных и законченных после смерти писателя его сыном роман «Кораблекрушение «Джонатана» повествует о целом корабле со множеством переселенцев, разбившимся у скал островов Огненная земля, пассажиры которого основали на острове колонию-поселение. Здесь автор углубляется уже в тему политики. Во многих из этих произведений сюжетные перипетии связаны с насильственным захватом власти, транспорта, ресурсов, пассажиров или их выселением злоумышленниками, вдохновлённые множеством реальных случаев, происходивших в эпоху Великих географических открытий.



Еще одна тема, неотступно преследуемая писателем – воздухоплавание. Заразился он ею в связи с успехами своего друга Надара, известного аэронавта и фотографа, который постройкой своего аэростата «Гигант» вдохновил Верна на написание сначала рассказа о полёте на воздушном шаре «Драма в воздухе», скорее похожем на пробу пера, а затем и – первого своего романа «Пять недель на воздушном шаре». Писатель решил использовать ещё не готовое транспортное средство друга с максимальной пользой – воображаемо отправить его в тогда еще неисследованные дебри Африки.


На волне ажиотажа вокруг «Гиганта» и вестей от исследователей Африки роман быстро стал популярным во всех странах Европы. В научной среде шли дискуссии об аппаратах тяжелее воздуха. Тогда ещё никто не знал, что за ними будущее, все делали ставки на дирижабли, граф Цепеллин удивлённо разглядывал первые аэростаты, Циолковский и Жуковский ходили в школу, а братья Райт ползали по полу. Но Жюль Верн уже пишет романы о космических путешествиях «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны», а затем о полётах на мультикоптере «Робур-Завоеватель» и «Властелин мира».


Где-то между Робурами он издает продолжение космической истории, дополняя ее романом «Вверх дном», где алчные корпорации с помощью ученых пытаются повернуть ось Земли, чтобы растопить полюса, изменить климат и сделать легче добычу природных ресурсов, а после роман, в котором ресурсы сами прилетят на Землю в виде летающего космического тела – «В погоне за метеором».




Географический путеводитель.


Едва ли не большую часть чем чудеса научно-технического прогресса в произведениях Жюля Верна занимают географические особенности, описания экзотических стран, их природы и быта местных жителей. Задача по описанию земного шара в некоторых регионах оказалась даже перевыполненной, наша планета оказалась буквально испещрена маршрутами путешествий героев романов Верна. Приведем списки произведений, в которых действие в большей части развивается в том или ином регионе.


Африка:

«Пять недель на воздушном шаре» (С востока на запад от Занзибара до Нигера), «Пятнадцатилетний капитан» (Ангола и Конго), «Южная звезда» (ЮАР), «Приключения трех русских и трех англичан в Южной Африке» (ЮАР), «Деревня в воздухе» (Центральная Африка), «Удивительные приключения экспедиции Барсака» (Северная Африка), «Вторжение моря» (Северная Африка).


Индия:


Средняя Азия и Китай:

«Клодиус Бомбарнак», «Треволнения одного китайца в Китае».


Россия:

«Михаил Строгов», «Цезарь Каскабель».


Скандинавия:

«Лотерейный билет» (Норвегия), «Драма в Лифляндии» (Прибалтика).


Англия, Шотландия и Ирландия:

«Черная Индия» (Шотландия), «Зеленый луч» (Шотландия), «Малыш» (Ирландия).


Юго-Восточная Европа:

«Замок в Карпатах» (Румыния), «Архипелаг в огне» (Греция), «Тайна Вильгельма Шторица» (Венгрия), «Дунайский лоцман» (Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария), «Упрямец Керабан» (Турция, Болгария, Румыния, Юг России, Кавказ).


Средиземное море:

«Матиас Шандор», «Архипелаг в огне» (Греция), «Кловис Дардентор» (Юг Франции и Алжир).


Канада и северный полюс:

«Золотой вулкан», «В стране мехов», «Путешествие и приключения капитана Гаттераса», «Семья без имени».


США:

«Завещание чудака», «Робур-завоеватель», «Властелин мира» (Восточное побережье), «Север против Юга» (Флорида), «Нарушители блокады» (Юго-Восток), «Вокруг света в восемьдесят дней», «Блеф. Американские нравы» (Восточное побережье), «Школа робинзонов» (Западное побережье).


Мезоамерика и Атлантика:

«Первые корабли мексиканского флота» (Мексика), «Путешествие стипендиатов» (Карибы), «Агентство Томпсон и Ко» (Азоры, Мадейра, Канары), «Флаг родины» (Атлантика).


Южная Америка:

«Мартин Пасс» (Перу), «Жангада» (Амазонка), «Великолепная Ориноко» (Венесуэла), «Маяк на краю Света» (о-ва Огненная земля), «Кораблекрушение „Джонатана“» (о-ва Огненная земля).


Австралия и Новая Зеландия:

«Дети капитана Гранта» (Южная Австралия и Северный остров Новой Зеландии), «Миссис Брэникен» (Австралия), «Братья Кип».


Тихий океан и Океания:

«Двадцать тысяч лье под водой», «Плавучий остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Морской змей» (Север Тихого океана), «Два года каникул».






Автор статьи: Денис Штаев

Недавние посты

Смотреть все

Kommentare


bottom of page