Чтение как способ предупреждения детской жестокости
- Денис Штаев

- 16 сент.
- 4 мин. чтения
Обновлено: 17 сент.
В последнее время многих родителей стало заботить проявление жестокости в детях. Понятно первое стремление родителя оградить ребёнка от агрессии, направленной на него, чтобы он не стал её жертвой. Но что, если ваш ребёнок сам станет агрессором? Такое не сразу приходит на ум. И многие не могут представить, что такое возможно, до тех пор, пока внешне спокойный ребёнок из благополучной семьи не совершит какой-нибудь вопиющий поступок.
Чем младше ребёнок, тем естественнее для него проявление агрессии. Всё потому, что в раннем возрасте он ещё не осознает недопустимость такого поведения, а с возрастом учится себя контролировать.
Неосознанная жестокость носит импульсивный характер, возникает в состоянии аффекта и со временем всё лучше сдерживается. Этот процесс не всегда гладок и у всех протекает по-разному в силу темперамента, психического развития ребёнка, его уравновешенности.
Уже в школьном возрасте ребёнок осознает свою агрессию, учится её контролировать и мотивированно применять. Проявлением агрессии может быть: истязание животных, оскорбления и крик, избиение других детей, порча чужого имущества. Причинами проявления жестокости могут стать: перенос обиды на младших и слабых, зависть, месть, слабая сила воли, эгоизм, неразвитость эмпатии, подражание авторитету.
Все эти девиации устраняются в процессе воспитания. При этом воспитательные меры должны быть направлены не на полное искоренение агрессии, а на ограничение её неприемлемых форм, и поощрение её положительных проявлений, таких как настойчивость, целеустремленность, умение постоять за себя, сказать «нет», когда это действительно нужно. Однако воспитание эпизодично, а характер ребенка и принципы его поведения формируются непрерывно, и на это влияют его окружение и увлечения.

Не следует круглосуточно контролировать ребенка и в чём-либо ограничивать. Но важно следить за его окружением. В обществе со здоровым поведением и ребёнок будет вести себя прилежно. В коллективе, где жестокость – норма, ребёнок сам становится агрессивным. Негативное влияние ругани в семье очевидно. Это зона ответственности родителей. Однако не всегда возможно проследить за тем, как себя ведут дети, когда остаются наедине друг с другом. Так возникает буллинг – один по-настоящему жестокий зачинщик склоняет других спокойных в обычной жизни детей к травле при помощи своего авторитета. Дети, пытаясь завоевать доверие кумира или быть похожими на него, копируют его поведение.

Увлечения ребёнка также оказывают влияние на его уровень эмпатии и способность контролировать агрессию. Многие склонны винить в жестокости ребёнка компьютерные игры. Однако влияние игр не так просто, как кажется на первый взгляд и не обязательно негативно. В «стрелялки» играют почти все дети, но не на всех это одинаково отражается. Опасность заключается в том, что при длительной игре ребёнок привыкает получать поощрение за проявление агрессии. Если ребёнок не получает поощрение ни за что другое, то у него может сформироваться искажённое представление об источнике удовольствия. А потребность его получить будет толкать его на жестокость. Поэтому увлечение подобными играми вызывает меньше рисков у детей старшего школьного возраста и подростков с развитым чувством самоконтроля.
Положительный эффект от жестоких компьютерных игр состоит в том, что игрок получает эмоциональную разрядку, выплёскивая свою агрессию допустимым образом. Если ребёнок имеет развитый самоконтроль и понимает, чего в реальной жизни делать нельзя, а что можно делать только в виртуальной реальности, это занятие может оказаться для него полезным.
Запрещая ему играть, можно добиться того, что он будет вымещать агрессию на сверстниках. Поэтому простой запрет жестоких компьютерных игр не решит проблему, а только усугубит. Важно подбирать игры, соответствующие возрасту ребёнка. Сегодня благодаря их многообразию всегда можно найти альтернативу.

Часто осознанная детская жестокость сформирована неразвитостью эмпатии.
Эмпатия — это способность сопереживать другому (человеку, животному, герою художественного произведения), способность понимать, что чувствует другой, жалеть его.
Сама по себе эмпатия не является врожденным свойством человека. Точнее сказать, врожденной является способность обрести эмпатию, но не она сама. Её нужно развивать. С этим помогает чтение художественной литературы. Пусть это занятие не так популярно, как компьютерные игры, однако оно точно не несёт в себе никакой опасности, и определенно оказывает благотворное влияние.

В художественной литературе есть целый арсенал инструментов, способствующих развитию эмпатии у читателя. Сюда входят вариации способов повествования, точек зрения на события, эффект дружбы с героем, прямая и косвенная речь.
Повествование от третьего лица позволяет нам посмотреть на события со стороны, оставаясь собой, находясь в полной безопасности. При этом мы видим всех героев максимально объективно, отстраненно, одинаково беспристрастно, не позволяя льстить в угоду симпатиям и проявлять излишнюю жестокость в угоду антипатиям.
От второго лица автор обращается к читателю, ведёт с ним диалог, приглашает его к действию, вовлекая и предлагая принять участие в судьбе героев, почувствовать ответственность за них или погрузиться в их мир и испытать их ощущения.
Повествование от первого лица заставляет нас «влезть в шкуру» персонажа, посмотреть на события его глазами, через призму его мировосприятия, ощутить все то, что ощущает он, задуматься, каково быть в другой роли.
Тот же эффект достигается с помощью прямой речи, описывающей мысли героя, его внутренний монолог. Мы буквально “слышим” мысли героя и узнаем его самые сокровенные тайны, который он доверяет только нам, как другу, которым мы для него становимся, и начинаем ему сопереживать.
Смена фокуса от одного персонажа к другому заставляет нас понимать ощущения и стремления персонажей разных пола, возраста, социального класса и рода занятий. А их взгляд на одно и то же событие может кардинально отличаться. Тогда из смеси этих мнений у читателя формируется своё – третье, что тренирует уже другую способность – критическое мышление.
Как видите, чтение художественной литературы развивает не только эмпатию, но и много других психических способностей, о чём я ранее писал в статье «Чем полезно чтение художественной литературы».
Как выяснили ученые, стремление быть добрее – не только актуальный вызов современным мировым тенденциям, но и наша эволюционная потребность. Последние исследования показывают, что человека из обезьяны сделал не труд, а контроль над агрессией.
Регулярно читающие дети более терпимы к отличающимся от них ребятам, рассудительны, справедливы и беспристрастны в суждениях.
Занятия в Международном детском книжном клубе LITRA привьют вашему ребёнку не только полезное увлечение чтением художественной литературы, снижающее риск проявления необоснованной жестокости и повышающее эмпатию, но и создадут безопасное окружение из культурно-развитых сверстников.

Автор статьи: Денис Штаев







Комментарии